Лаборатория возрастной психогенетики (первоначальное название — Лаборатория генетической психофизиологии) была создана в декабре 1972 г. С 1972 по 1993 г. лабораторию возглавляла И.В. Равич-Щербо. С 1993 года по настоящее время лабораторию возглавляет член-корр. РАО, д. психол. н., профессор С.Б. Малых.
В мире нет одинаковых людей, мы все отличаемся друг от друга не только внешне, но и по особенностям поведения, обучения, мышления, мотивации и т. д. В основе этого многообразия поведения человека лежит взаимодействие двух основных факторов — генетики и среды. Анализу этого взаимодействия и посвящены исследования нашей лаборатории.
Этапы пути, пройденного лабораторией, представляют собой последовательный переход от изучения природы свойств нервной системы как физиологической основы индивидуальности к анализу их соотношения с психологическими характеристиками и далее — к изучению роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуального разнообразия всевозможных психологических и психофизиологических характеристик человека.
Индивидуальные различия проявляются во всех сферах развития человека, но особенно ярко — в познавательном развитии школьников. В системе образования это проявляется в разном темпе и качестве усвоения новых знаний. Одни дети усваивают новые знания быстро и качественно, легко генерируют новые идеи. Другим для достижения высоких результатов требуется больше времени и другие способы изложения учебного материала. Вся история развития педагогики связана с поиском наиболее эффективных методов обучения, но до настоящего времени не появилось универсальных, одинаково эффективных для всех детей методов обучения. Очевидно, что наиболее эффективны индивидуализированные программы, учитывающие особенности каждого ученика. Ключ к построению таких индивидуализированных программ обучения — понимание причин индивидуально-психологических особенностей, обусловленных взаимодействием генетических и средовых факторов. Наиболее эффективный метод изучения этого взаимодействия — изучение монозиготных (100 % общих генов) и дизиготных (50 % общих генов) близнецов. Сравнение этих двух типов близнецов позволяет оценить соотношение наследственных и средовых факторов в индивидуально-психологических различиях. В фокусе внимания Лаборатории возрастной психогенетики находился широкий круг исследуемых поведенческих фенотипов (сенсомоторные реакции, темперамент, личностные характеристики, КГР, ЭЭГ, вызванные потенциалы и т. д.), но особое место занимает исследование познавательной сферы человека. Результаты близнецовых, в том числе и лонгитюдных исследований (которые проводились в лаборатории свыше десяти лет) позволили оценить соотношение наследственных и средовых факторов в развитии психологических и психофизиологических признаков. Многолетние исследования послужили хорошей базой для разработки учебной дисциплины "Психогенетика", включенной в федеральный государственный образовательный стандарт подготовки психологов. Учебные пособия, учебники, хрестоматия, задания и упражнения, программа курса, методические рекомендации представляют собой первый в нашей стране опыт cистематического изложения психогенетической проблематики.
За цикл этих работ авторский коллектив сотрудников лаборатории в 1998 г. был удостоен премии правительства РФ.
Лаборатория является ведущим в России научным центром в области психогенетики, в рамках которой сложилась динамично развивающаяся научная школа. В 2008 г. ее деятельность была поддержана грантом Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ (рук. С.Б. Малых, НШ-5774.2008.6.). С целью развития ведущей научной школы "Российская школа психогенетики" в 2009 г. на базе лаборатории создан научно-образовательный центр "Психогенетика", основной задачей которого стала интеграция исследований лаборатории в международную исследовательскую сеть. Деятельность НОЦ была поддержана Министерством образования и науки РФ (госконтракт № 02.740.11.0376 и соглашение №8013).
В 2010 г. в рамках НОЦ "Психогенетика" совместно с Голдсмитс колледжем Университета Лондона была создана Российско-Британская лаборатория психогенетики (со-руководители лаборатории: с российской стороны — С.Б. Малых, с британской — Ю. Ковас). Задачей Российско-Британской лаборатории психогенетики является интеграция российской психогенетики в мировую психологическую науку, использование протоколов и инструментов научных исследований, соответствующих современным мировым стандартам, создание совместных исследовательских платформ, разработка совместных и использование международных баз исследовательских данных.
В настоящее время исследования Лаборатории возрастной психогенетики базируются на использовании следующих методов и подходов: классический близнецовый метод, кросс-культурные стратегии, молекулярно-генетические методы, экспериментальнопсихологические методики и психофизиологические методы (ЭЭГ, ВП, КГС, ЧСС, МЭГ, регистрация движений глаз). Для сбора эмпирического материала в лаборатории регулярно проводятся работы по адаптации и стандартизации современного психодиагностического инструментария. Анализ полученных данных осуществляется с помощью техник статистического моделирования, реализованного средствами пакетов R, OpenMx и т. п. Сотрудники лаборатории прошли обучение в ведущих мировых научных центрах: Университет Колорадо в г. Боулдер (США), Кингс Колледж в Лондоне (Великобритания), Университет г. Лёвен (Бельгия) и др.
За последние годы сотрудниками лаборатории проведены масштабные (более 800 пар близнецов) исследования когнитивных характеристик, темперамента, поведенческих и эмоциональных особенностей, личностных характеристик у детей на протяжении школьного детства. Совместно с Институтом биохимии и генетики (г. Уфа), Университетом Лестера (г. Лестер, Великобритания), Голдсмитс колледжем и Кингс колледжем Университета Лондона (Великобритания) проводятся исследования молекулярно-генетических основ психологических признаков, таких как эмоциональные и поведенческие особенности, когнитивные и личностные характеристики человека. Кросс-культурные исследования индивидуальных различий — еще одно новое направление, в рамках которого совместно с коллегами из Великобритании, США, Канады, Китая, Израиля и Киргизии, (Голдсмитс колледж Университета Лондона, Университет Огайо, Университет Шербрук, Пекинский университет, университет Хайфы, Киргизско-Российский Славянский Университет,) изучается влияние культурного контекста на формировании разнообразия когнитивных способностей (в том числе и на соотношение генетических и средовых факторов в их формировании).
Исследовательские проекты Лаборатории получают поддержку как отечественных (РГНФ, РФФИ), так и зарубежных фондов (European Science Foundation, International Science Foundation, International Science Foundation, Royal Society). Министерством образования и науки РФ финансируется (ГК № 14.740.11.0882 и соглашение № 8180) ряд совместных проектов — с факультетом психологии Университета Лестера (Великобритания) и с Университетом г. Хайфы (Израиль). Сотрудники лаборатории не только участвуют в ведущих российских и международных конференциях, но и организуют научные мероприятия. Так, только за последние три года Лаборатория организовала и провела целый ряд симпозиумов на крупнейших психологических конференциях и конгрессах (11 Европейский конгресс по психологии Осло, Норвегия, 2009; 12-й ежегодная конференция Международного общества по изучению интеллекта, Кипр, 2011; V Съезд Российского психологического общества Москва, 2012 г.; Конференция Американской ассоциации исследований в области образования, Ванкувер, Канада, 2012 г., 30-ый Международный психологический конгресс, Кейптаун, Южная Африка, 2012 г).