Что означает термин «математическая тревожность»

Что означает термин «математическая тревожность»

— Что такое математическая тревожность — психологическое расстройство или просто особенность личности?

— Это личностная особенность. Такая тревожность проявляется в ответ на всё, что связано с оперированием числами или другой математической информацией. Причём она заметна как в учебном контексте, то есть на уроках математики в школе или в вузе, так и в повседневной жизни. Например, если нужно запомнить числовую информацию или что-то посчитать.

— Как отличить её от того, что человек в целом склонен тревожиться по разным поводам? Или от тревоги перед экзаменом?

— Действительно, исследования показывают, что математическая тревожность часто коррелирует с общей тревожностью. Проще говоря, тревожный человек волнуется и по поводу математики. Но всё-таки это разные явления — не склонные нервничать по другим поводам люди тоже могут проявлять математическую тревожность.

Кроме того, некоторые исследователи считают, что нужно говорить о предметной тревожности вообще. То есть о тревоге, которая проявляется у разных людей с разными дисциплинами — у кого-то с языками, а у кого-то с физикой. Пока это одна из теорий.

И есть ещё одна точка зрения, согласно которой математическая тревожность в первую очередь связана с ситуацией проверки, и её можно назвать тестовой тревожностью. Но на самом деле эти состояния можно различить.

— А как вы в своих исследованиях различали разные виды тревожности?

— Мы с коллегами использовали специальные опросники для измерения. Понятие числовой тревожности появилось давно, где-то в 1950-е годы, и с тех пор возникло немало инструментов. Многие из них валидизированы, то есть доказано, что они измеряют то, на что направлены. В основном они состоят из вопросов о том, как человек себя чувствует в ситуациях, связанных с оперированием числовой информацией.

— Есть ли способ выявить математическую тревожность по каким-то объективным критериям, а не по ответам на вопросы анкет?

— Да, разрабатываются так называемые объективные методики регистрации.

Всё, что связано с тревогой, страхом, стрессом, имеет под собой физиологическую основу. И у математической тревожности могут быть разные индикаторы — в гормональных реакциях (например, колебания уровня кортизола), в показателях работы мозга.

Все они исследуются. Хотя единой диагностической методики пока нет, определённые физиологические признаки математической тревожности удалось выявить.

Почему появляется математическая тревожность

— Связана ли с математической тревожностью дискалькулия?

— У этих явлений разная природа. Математическая тревожность связана с эмоциональным компонентом, со стрессовыми реакциями. А дискалькулия, как и дислексия и дисграфия, — расстройство учебных навыков. Три этих расстройства даже включены в международную классификацию болезней. Конкретно при дискалькулии нарушены когнитивные механизмы, в частности связанные с оценкой количества.

— Что это за механизмы?

— У нас иногда используют термин «чувство числа» — на мой взгляд, не очень удачный перевод английского number sense. Корректнее называть этот механизм «оценка количества», так как он позволяет нам оценить какое-то количество не считая. То есть прикинуть на глаз, сколько примерно объектов в каком-то множестве перед нами.

— А при математической тревожности этот когнитивный механизм и другие могут быть развиты нормально?

— Да, у людей с математической тревожностью совсем необязательно ухудшены способности, которые лежат в основе оперирования математическим материалом. Тем не менее они справляются с решением задач хуже, чем люди без математической тревожности. Просто из-за волнения и стресса.

— Известно ли, что первично? Математическая тревожность возникает из-за изначально слабых способностей и трудностей в обучении уже в начальных классах или наоборот — сначала возникает тревожность, а уже из-за неё хуже получается решать задачи?

— К сожалению, на данный момент нельзя точно ответить на этот вопрос. Исследования зачастую носят корреляционный характер: мы можем выявить связи между явлениями, но не установить направления этих связей, сказать, что причина, а что следствие.

— В каком возрасте начинает проявляться математическая тревожность?

— Она может возникать уже в младшей школе, но большинство исследований показывают, что она усиливается к старшей школе. Это может быть связано со многими причинами.

Например, хорошо изучены гендерные стереотипы, связанные с математической тревожностью.

Широко распространено представление, что мальчики справляются с математикой лучше, чем девочки. На детей этот стереотип не так сильно влияет, но по мере того, как они подрастают, они всё чаще сталкиваются с ним.

И это один из механизмов того, почему, в частности, женщины могут с возрастом становиться более математически тревожными.

— Может ли быть такое, что тревожные чувства, негативные эмоции связаны с первым неудачным опытом знакомства с математикой?

— Да, особенности личного опыта очень важны. Если знакомство с предметом было негативным — учитель был слишком строгим, родители заставляли, сильно ругали при неудачах — это может иметь последствия. Но особенно это проявляется у детей с изначально не очень высокой самооценкой.

Исследования показывают, что математическая тревожность и самооценка коррелируют негативно — чем выше тревожность, тем ниже самооценка. Для ребёнка с низкой самооценкой первые неудачные шаги в математике будут почвой для усугубления ситуации и подкрепления тревожности.

— Передаётся ли математическая тревожность по наследству, и если да, то как? Если родители боялись математики в школе, то они передадут этот страх ребёнку своим излишне нервным отношением к его успехам в этом предмете, или есть генетическая основа тоже?

— В психогенетике исследуется природа психологических признаков — то, насколько они обоснованы генотипом, а насколько средой, в которой развивается человек. И в исследованиях близнецов показано, что математическая тревожность и правда наследуется. Вклад генотипа в её развитие оценивают на 30–40%. Это серьёзная доля, то есть можно говорить, что наследственность важна. Конечно, нет одного гена, ответственного за математическую тревожность, конкретные молекулярно-генетические механизмы этого влияния сейчас исследуют во многих лабораториях.

Важно помнить, что за остальные 60–70% вклада в развитие математической тревожности отвечает среда. И если подкреплять наследственный «задел», он наверняка выразится в страхе перед математикой.

И наоборот, если правильно подходить к обучению, стараться не критиковать ребёнка за неудачи, учить концентрироваться на процессе решения задачи, а не на том, чтобы любым способом получить правильный ответ, есть шанс нивелировать влияние наследственности.

— Какой стиль преподавания может спровоцировать развитие математической тревожности?

— Как и в целом в педагогике, одинаково плохи и авторитарный, и попустительский стиль. Крайние варианты будут иметь негативные последствия. А совместное творчество, в котором учитель стимулирует дискуссии и совместное решение задач в классе, скорее будет иметь положительный эффект.

Чем опасна математическая тревожность

— Насколько распространена математическая тревожность?

— В разных исследованиях оценки различаются — одни говорят, что каждый десятый страдает от математической тревожности, другие — что чуть ли не до 70% людей испытывают такие трудности. Разброс связан с тем, насколько строгие критерии используются при измерении.

Сейчас мы с коллегами собираем данные по шкале математической тревожности на российской выборке. В результате этой работы будут определены тестовые нормы, что в дальнейшем позволит оценить распространённость математической тревожности в нашей стране.

— Может ли математическая тревожность впервые проявиться во взрослом возрасте? Допустим, в школе человек ничего за собой такого не замечал, а во взрослом возрасте, когда ему зачем-то понадобилась математика, изучать её не позволяет тревожность?

— Такое вряд ли возможно: скорее всего, она проявится уже в школе. Выбор профессии в таком случае может быть основан на наличии математической тревожности. Вряд ли человек, который испытывает тревогу всякий раз, когда надо что-то посчитать, будет выбирать для себя связанную с вычислениями специальность.

— Получается, что математическая тревожность мешает изучать точные науки, работать в такой области. А как она влияет на повседневную жизнь?

— Скорее всего, будет избегание ситуации, где нужно что-то посчитать или запомнить числовую информацию. Наверное, будут использоваться какие-то «костыли», благо сейчас это действительно возможно. Пользуясь безналичной оплатой, уже не нужно считать сдачу, например, и многое можно не запоминать, а записать или сфотографировать.

Но с другой стороны, изучение математики — это ведь не только про простой счёт. Это в целом больше о логическом мышлении, о том, как строить умозаключения. Если человек избегает математики в целом, то он в какой-то степени обедняет себя, потому что у него не развиваются эти умения.

И потому какой-то негативный эффект математическая тревожность продолжает оказывать, несмотря на технический прогресс.

— Сигнализирует ли математическая тревожность о том, что есть проблемы с рабочей памятью или с другими функциями, которые важны для всех видов деятельности?

— Да, дело в том, что, хотя математическая тревожность сама по себе не когнитивный, а эмоциональный феномен, она всё равно связана с когнитивными функциями.

Одна из теорий состоит в том, что математическая тревожность сопровождается дефицитом рабочей памяти.

Логика такая: человек волнуется, и его ограниченную по объёму рабочую память занимают мысли не о том, как прийти к ответу в решаемой задаче, а тревога — «как мне страшно, как я боюсь». Тревожные мысли забивают «оперативку», и на решение не остаётся ресурсов.

Что учителя и родители могут сделать с математической тревожностью ребёнка

— Как понять, что у ребёнка именно математическая тревожность?

— Важную информацию может показать самоотчёт. Ребёнок, скорее всего, сам замечает, что испытывает неприятные эмоции всякий раз, когда ему нужно что‑то решить или когда предстоит контрольная по математике.

Даже в самом известном на данный момент опроснике вопросы построены как самоотчёт. Например, нужно ответить, что вы испытываете, тревожитесь ли, есть ли у вас страх в ситуациях, когда вы что-то решаете, когда открываете учебник по математике, когда вас вызывают к доске.

— Стоит ли заниматься самопроверкой или проверкой своих учеников по опроснику или его должен применять специалист?

— Если у педагогов есть подозрения на этот счёт, если ребёнок сообщает о том, что какая-то есть тревога, какой-то страх, лучше всего будет отправить его к психологу, который занимается проблемами, возникающими в ходе обучения. Он сможет в большей степени оценить и верифицировать эти подозрения, постараться помочь и скорректировать эту проблему. Крайне желательно обращаться к специалистам, конечно.

— Можно ли преодолеть математическую тревожность? Известны ли случаи, когда человек не просто справился с тревожностью, а начал заниматься работой, в которой требуются математические исчисления?

— Могу в пример привести себя, потому что в школе я была математически тревожным человеком. Даже когда выбирала, куда мне поступать, сначала думала о гуманитарных направлениях, где математики будет поменьше, желательно не сдавать её при поступлении.

А потом я познакомилась с факультетом психологии, меня это заинтересовало. И несмотря на то что там математика была при поступлении профильным предметом, я решила, что надо взяться за себя. Пришлось углубиться в математику, и постепенно в чём-то мне это даже понравилось. В итоге я успешно сдала всё, что требовалось.

Нельзя ставить крест на себе и отказываться от интересующих вас профессий из-за математической тревожности. Лучше попытаться справиться с ней.

— Что бы вы посоветовали самим учащимся с математической тревожностью на своём опыте?

— Подойдёт подход, который справедлив не только для специфической математической тревожности, но и для любых тревожных расстройств. Не стоит убегать от этого страха — избегая математики, тревогу не преодолеешь. Понемногу, по чуть-чуть стоит встречаться с этим предметом, стараться сделать этот опыт более позитивным.

— А как могут помочь родители и учителя?

— Со стороны родителей важен правильный стиль общения с детьми — больше поддерживать ребёнка, помогать, обязательно замечать его успехи. Тогда эти краткие встречи с математикой не будут так пугать, и постепенно ребёнок будет готов увеличивать время, которое он затрачивает на этот предмет.

Учителям на повседневных уроках не стоит увлекаться ситуациями, которые усиливают стресс, — например, всё время давать задания с жёстким ограничением по времени. Конечно, готовиться к контрольным и экзаменам всё равно придётся, но лучше использовать тут игровые форматы.

— Могут ли нейротехнологии как-то помочь корректировать математическую тревожность?

— Такие исследования идут. Известно, какие области в мозге активируются, когда человек тревожится, — в частности, при математической тревожности это те же участки, что и при любой боли или неприятных ощущениях, то есть миндалевидное тело, островок и другие.

Идея в том, что если каким-то образом затормозить активность нейронов в этих областях в нужный момент, то и негативных эмоциональных проявлений будет меньше. Некоторые эксперименты с электростимуляцией уже показали результаты, но их выводы ещё нужно перепроверять. До практического использования таких технологий пока далеко.

Волшебной палочки, которая бы выключила тревожность на физиологическом уровне, пока нет.

— А какие методы используют психологи в борьбе с математической тревожностью?

— Это различные психотерапевтические техники, прежде всего из когнитивно-поведенческого подхода. Есть исследования о том, что помогает техника экспрессивного письма, когда учащийся прописывает все свои тревоги и страхи, связанные с предметом, непосредственно перед экзаменом.


Возврат к списку