Ведущая роль Российской академии образования в развитии психологического сопровождения системы образования в Российской Федерации
11 апреля 2023 года в РАО состоялось заседание Симпозиума «Российская академия образования в развитии психологического сопровождения системы образования в Российской Федерации». Симпозиум организован Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования к 80-летию Российской академии образования в рамках Года педагога и наставника.
Ключевой темой выступлений стало общественное значение создания в школах, колледжах и университетах условий для укрепления психологического благополучия, сохранения психического здоровья и позитивной социальной адаптации обучающихся. Это мероприятие проходило в очном формате с возможностью дистанционного подключения к работе руководителей и специалистов психологических служб всех образовательных организаций, исследователей, работающих в области наук об образовании, административных работников общего, среднего профессионального и высшего образования. Научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования, академик РАО, доктор психологических наук Татьяна Николаевна Тихомирова вела программу основной части симпозиума.
Приветственным словом открыла заседание симпозиума Президент Российской академии образования, академик РАО, доктор исторических наук Ольга Юрьевна Васильева. Ольга Юрьевна обозначила важнейшие события, инициированные Российской академией образования, с целью совершенствования системы психологического сопровождения образования – от выхода в свет «Рабочей книги школьного психолога» под редакцией академика РАО И.В. Дубровиной в 1991 году до создания Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования в 2022 году. Ольга Юрьевна отметила, что интеллектуальный потенциал ученых Российской академии образования и авторитет Российской академии образования позволят вывести психологическое сопровождение образования на качественно новый этап своего развития.
С приветствием к участникам Симпозиума обратилась заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова. Ольга Викторовна отметила слаженную работу Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России и Федерального ресурсного центра Академии во имя повышения эффективности деятельности вузовских психологических служб.
Поприветствовал докладчиков, дискутантов и слушателей Симпозиума академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук Сергей Борисович Малых, который призвал психологические службы образовательных организаций присоединяться к масштабным исследованиям современных детей, подростков и молодежи.
В своем приветствии Президент Московского государственного психолого-педагогического университета, академик РАО, доктор психологических наук Виталий Владимирович Рубцов подчеркнул важность объединения усилий двух федеральных ресурсных центров, работающих в системе общего и высшего образования, для обеспечения преемственности при организации психологической помощи обучающимся при переходе из школы в вуз.
С докладом о научно-методической работе Российской академии образования для обеспечения деятельности вузовских психологических служб рассказала академик РАО, доктор психологических наук Татьяна Николаевна Тихомирова. Татьяна Николаевна анонсировала исследование Российской академии образования, направленное на изучение психологического благополучия первокурсников. Результаты помогут понять специфику адаптации студентов первого курса к обучению и жизни в университете, а также определить те индивидуально-психологические ресурсы – когнитивные, личностные, эмоциональные, мотивационные, которые способствуют наилучшим образовательным результатам и психологическому благополучию студентов.Академик РАО, доктор психологических наук Лариса Александровна Цветкова поделилась информацией о результатах мониторинга Российской академии образования относительно современного состояния психологического сопровождения высшего образования.
Академик РАО, доктор психологических наук Сергей Борисович Малых и главный аналитик Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании РАО, лауреат Медали Российской академии образования «Молодым ученым за успехи в науке», кандидат психологических наук Юлия Александровна Маракшина рассказали об организации научных исследований в интересах развития психологической службы в системе образования и возможностях применения современных технологий регистрации психофизиологических данных в таких практико-ориентированных научных проектах.
О приоритетных направлениях работы и важнейших мероприятиях федеральных ресурсных центров – в системе общего и высшего образования – доложили заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Валериевна Ермолаева и руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО Елена Юрьевна Брель.
Руководитель Уральского регионального научного центра РАО, директор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Эльвира Эвальдовна Сыманюк представила возможности и ресурсы развития психологической службы в вузе.
Завершила работу Симпозиума дискуссия руководителей и специалистов психологических служб образовательных организаций, в том числе представителей пилотных университетов. В ходе дискуссии обозначены наиболее проблемные направления развития психологического сопровождения образования, обозначили пути их решения, перечислили ресурсы повышения эффективности психологического сопровождения обучающихся школ, колледжей и университетов. Все участники подчеркнули принципиальное значение организации психологического сопровождения на основе интеграции последних достижений науки и лучших образовательных практик.