Академики РАО обозначили приоритеты исследований в интересах совершенствования психологического сопровождения образования

8–9 февраля 2024 года прошли заседания двухдневного академического симпозиума, посвященного проблемам разработки научных основ психологического сопровождения образования. Симпозиум организован Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования и центром междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании Российской академии образования на базе Нижегородского научного центра Академии в Мининском университете.

В работе симпозиума приняли участие академики Российской академии образования, ученые, руководители, научные сотрудники, преподаватели, учителя и специалисты психологических служб образовательных организаций общего и высшего образования, заинтересованные в проведении исследований с участием школьников и студентов. Модератором симпозиума выступила научный руководитель Федерального ресурсного центра академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова.

Открыл заседание и.о. вице-президента Российской академии образования академик РАО Виктор Стефанович Басюк. В своем приветственном слове Виктор Стефанович подчеркнул общественное значение и важность диалога ученых, выполняющих исследования в сфере наук об образовании, руководителей образовательных организаций и специалистов психологических служб, непосредственно работающих со школьниками и студентами.

С пожеланиями конструктивной работы и плодотворного сотрудничества выступили Министр образования и науки Нижегородской области Михаил Юрьевич Пучков и ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина Виктор Владимирович Сдобняков. Михаил Юрьевич и Виктор Владимирович заверили участников заседания в поддержке научных начинаний Российской академии образования в целях совершенствования деятельности школьных и вузовских психологов.

Приоритетные направления исследовательской работы в интересах развития психологического сопровождения высшего образования в своем докладе раскрыла академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова. Татьяна Николаевна подчеркнула, что системная реализация обозначенных научных приоритетов будет способствовать переходу вузовских психологов от экстренной психологической помощи группам риска к профилактике и просвещению всех участников образовательных отношений. Ею представлены первые результаты Всероссийского исследования первокурсников, направленного на изучение тех индивидуально-психологических ресурсов, которые способствуют наилучшим образовательным результатам и психологическому благополучию обучающихся.

Концепции психологической безопасности образовательной среды и принципам ее реализации в вузе посвятила свой доклад академик РАО Ирина Александровна Баева. Ирина Александровна особое внимание уделила перспективным направлениям научных исследований в области психологической безопасности образовательного пространства. Необходимость организации и проведения в Российской Федерации популяционных исследований современного ребенка, подростка и молодого человека для развития психологической службы образовательной организации обосновал академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования, академик РАО Сергей Борисович Малых. Сергей Борисович рассказал о результатах масштабных исследований психического развития обучающихся и показал возможности применения этих научных данных в практике психологической службы. Специфику организации психологического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями обозначили в своем выступлении профессор РАО Светлана Николаевна Сорокоумова и профессор Татьяна Петровна Скрипкина.

Первый проректор Мининского университета Эльвира Камильевна Самерханова и заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Наталья Валентиновна Иванова рассказали о ходе реализации приоритетных проектов исследовательской деятельности и научных основах работы психологической службы Мининского университета.

К работе второго дня симпозиума присоединились руководители образовательных организаций общего образования и педагоги-психологи, работающие в школах. Академик РАО Сергей Борисович Малых и кандидат психологических наук Виктория Игоревна Исматуллина представили технологические возможности цифрового сбора данных по целому ряду показателей психического развития школьников – от особенностей мотивационной сферы до специфики проявления тревожных состояний.

Работу симпозиума завершила дискуссия, в ходе которой академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова заключила, что только объединение административных, исследовательских и технологических ресурсы специалистов, работающих в различных областях науки и образования, будет способствовать повышению эффективности психологического сопровождения образования. В ходе симпозиума достигнута договоренность о включении Мининского университета и образовательных организаций общего образования Нижегородской области в научные проекты Российской академии образования.

За организацию мероприятия на высоком профессиональном уровне и гостеприимство на нижегородской земле участники симпозиума выражают благодарность ректору Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина Виктору Владимировичу Сдобнякову, а также первому проректору Эльвире Камильевне Самерхановой, руководителю Аппарата ректора Марии Георгиевне Беляниной, начальнику культурно-просветительского отдела Надежде Вячеславовне Долининой, главному библиотекарю фундаментальной библиотеки Татьяне Михайловне Логиновой и специалисту по культурно-просветительской работе Ивану Дмитриевичу Федорову.


Возврат к списку